Типология культуры

Типология культуры
(от греч. typos - вид, форма и logos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.

В первую очередь, это страны Востока, свое отличие от которого уже остро осознавали древние греки - первые европейцы. В особенности большое внимание проблеме Восток - Запад уделяли исследователи, рассматривавшие мировое историческое развитие в плане эволюционного монизма, т. е. встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель, в частности, относил восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет) к самой низшей ступени развития духа в осознании свободы, в то время как греческий, римский и германские миры возвышались над ним. Однако современные исследователи отмечают, что понятия «Восток» и «Запад» не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Выросшим в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными, и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого .уровня потребления. Восточные страны «усвоили» научный опыт, произошла «трансплантация» (пересадка) науки в иную культурную среду, а там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства.

Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы: 1. Географический (локализация культур в географическом пространстве); 2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

В дальнейшем будут использованы все три принципа рассмотрения: Древний Восток и Древний Запад (1 принцип); античность и Новое время (2 принцип); современный Восток и Запад (3 принцип).

Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Яснерсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время.

Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального, рефлексивного (когда человек стал задумываться об окружающих вещах, пытаясь пересмотреть принятые ранее решения) сознания. Традиции прошлого обновлялись, развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человека. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дощедшие до нас культурные традиции, литературные н археологические памятники.


Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. . 1996.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Типология культуры" в других словарях:

  • Типология культуры — результат типологизации, система выделенных типов культур. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ —         классификация культур по типу и определение места конкр. культуры в культурно истор. процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.         Методол. основу классификации культур по истор. типу составляют разл.… …   Энциклопедия культурологии

  • Типология Культур Мид — Типология культур М. Мид выделение трех типов культур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи …   Психологический словарь

  • Типология культур — (греч. typos – форма, образец + logos – учение, слово) – систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • ТИПОЛОГИЯ — изучение отличительных черт либо индивидов (физические и психологические характеристики), либо человеческих обществ (типичные черты того или иного общества или формы культуры). Что касается физических типов, то здесь стоит отметить… …   Философский словарь

  • Типология — (от греч. týpos отпечаток, форма, образец и... логия (См. ...Логия)         1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели (См. Модель) или Типа. Т.… …   Большая советская энциклопедия

  • Национализм (типология) — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ —         наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… …   Энциклопедия культурологии

  • БОГДАНОВ —         (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (др. псевдонимы Максимов, Рядовой, Вернер) (1873 1928) философ, социолог, культуролог, экономист, ученый естествоиспытатель, прозаик, полит, деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил… …   Энциклопедия культурологии

  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —         в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг., с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»